Подковный электротехнический завод

В наше время в Кемерове на местах бывших заводов расположились торговые и бизнес центры. Один из них «Бизнес-центр ЗЭТА» находится в самом центре города, на улице 50 лет Октября. Раньше здесь находился электротехнический завод ЗЭТА, утюги и электроплиты которого пользовались большим спросом в советское время. После ликвидации завода документы и материалы заводского музея были переданы в фонды музея «Красная Горка».
История завода оказалась очень необычной. Самым удивительным было то, что первой продукцией Кемеровского электротехнического завода были подковы. Появился подковный завод в Кемерове во время Великой Отечественной войны в числе многих эвакуированных предприятий. Но история его начиналась еще в конце XlX века в Санкт-Петербурге.

Завод Посселя

Эмиль Людвигович Поссель, сенатор немецкого города Любек, имел фирму «L. Possehl & Co.», специализировавшуюся на торговле железом и каменным углем. В 1887 году он основал в Виленской губернии России фирму по производству кос и гвоздей, производившую запатентованные подковные гвозди.
Чтобы укрепиться на необъятном российском рынке, Поссель приобрел в 1899 г. у своего конкурента, гвардии поручика барона Павла Павловича фон Дервиза, современный по тем временам, подковный завод. Это было единственный завод такого профиля в Петербурге, производивший подковы, винтовые шипы, подковные гвозди и ковочные инструменты,
После этого приобретения, Э.Л. Поссель ликвидировал свое предприятие, а оборудование и рабочих перевел на названный им «Подковный и Гвоздильный завод Э.Л. Посселя». Он расширил производство, построив машинное отделение, котельную и новый каменный склад, где размещалась центральная лаборатория измерительной техники. Завод работал на импортном сырье из Швеции. Продукция Посселя была представлена на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде и на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
В 1910 г. завод вошел в состав учрежденного акционерного общества и получил название «Подковный и Гвоздильный завод Русского Акционерного Общества заводов Посселя в С. Петербурге». Подковный, гвоздильный и шипный цеха в месяц выпускали до 350 тысяч подков, до 20 тысяч конноподковных гвоздей марки «Глобус» и до 2 тысяч гвоздей марки «Подкова», винтовые шипы трех типов и ковочные инструменты.
В 1914 году, с началом первой мировой войны, подковный завод перешел на выпуск продукции по заказам Военно-промышленного комитета. В это время на заводе работало 1400 человек. Наряду с другими оборонными предприятиями Петрограда, он входил в военно-промышленную группу крупнейшего в России Русско-Азиатского банка.
В начале 1915 года завод Посселя отказался от военного подряда на 60 миллионов шипов под предлогом отсутствия материалов и нехватки заводских помещений. Вследствие этого завод Посселя был конфискован, вместе с другими предприятиям группы, не справившимся с военными заказами. В 1916 году имущество Русского Акционерного Общества заводов Посселя в Петрограде перешло в казну, и было передано Главному Интендантскому Управлению Военного Министерства, нуждавшемуся в подковах для снабжения действующей армии. Управление возобновило деятельность завода под названием «Петроградский Военно-подковный завод», расширило производство, увеличило оборудование подковного цеха с 7 до 15 серий и выработку подков с 350 тысяч до 1.250 тысяч в месяц. Количество рабочих было доведено до 3.500 тысяч человек.

Завод «Красный металлист»

После революции завод был национализирован под названием «Народно-подковный завод». В связи с гражданской войной и политическими обстоятельствам того времени, в течение 6 лет завод бездействовал.
Испытывая острую нужду в производстве подков для Красной Армии, Главное Военно-Хозяйственное управление РККА в 1923 году запустило подковный и гвоздильный цеха «Военно-подковного завода». Кроме того, в целях развития единственного в стране производства подковного гвоздя была временно воспрещена выдача лицензий на ввоз из-за границы так называемого шведского гвоздя.
С 1927 году на заводе начался выпуск винтовых шипов для подков, а на базе механического цеха было организовано производство подъемно-транспортного оборудования. В 1929 году, в связи с реорганизацией, «Военно - подковный завод» был переименован в Государственный завод металлических изделий и транспортных сооружений «Красный Металлист».
Но самый необычный поворот в истории завода произошел, когда в стране начались работы по сооружению московского метро. В 1934 г. заводу было поручено изготовление 18 эскалаторов (высотой 20-30 м) для 1-й линии Московского метрополитена, До начала войны производство эскалаторов стало основным профилем завода.

Лучшая хозрасчетная бригада шипного цеха. В центре Николай Петрович Садовников. 1932г.

Кемеровский Военно-подковный завод № 1

В начале Великой Отечественной войны Ленинградские заводы перешли на выпуск оборонной продукции. «Красный Металлист» начал выпускать мины, гранаты, переделывать в боевые учебные винтовки и пулемёты.
С 11 июля 1941 года, по распоряжению Государственного Комитета Обороны, началась эвакуация из Ленинграда промышленных предприятий. 8 сентября 1941 года была прервана сухопутная связь с городом, и с этого времени сообщение поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру. Но и в этих условиях эвакуация предприятий продолжалась и к октябрю 1942 года была завершена.
В сентябре 1942 года из Ленинграда был эвакуирован завод «Красный Металлист». Его оборудование вывезли в три разных места: цепное производство – в Москву на завод «Металлист», подъемно-транспортное производство – в поселок Перово Московской области, подковное производство отправили в сибирский город Кемерово.
Из Ленинграда вышло два эшелона станков, оборудования и личного состава подковного цеха. Один за другим 5 и 15 ноября 1942 года прибыли эшелоны на станцию Кемерово. Из Ленинграда прибыли вместе с оборудованием всего 28 человек. Для организации в Кемерове подковного производства приехал начальник цеха Николай Алексеевич Алексеев, имевший пятидесятилетний стаж работы на заводе «Красный Металлист». Днем и ночью на лютом морозе без подсобных механизмов шла разгрузка станков и оборудования. В качестве транспорта руководством аэропорта был выделен единственный трактор.
Оборудование разместили на крайне ограниченной территории школы № 30 и рабфака, которые перед войной были переданы в ведение Сибирского Военного округа. Кроме этих зданий на площадке находилась еще конюшня артиллерийского дивизиона и частные дома. Подковный цех смонтировали в бывшей конюшне, гвоздильный цех – в помещении школы, шиповой, инструментальный цеха и заводоуправление - в помещении бывшего рабфака. Позже построили газогенераторную станцию, тесовое помещение для термического и травильного отделения, подстанцию, помещение для тарного цеха и конюшню на 8 лошадей.
Постановлением Военного совета Сибирского Военного Округа №72 от 18 ноября 1942 года был создан Кемеровский военно-подковный завод № 1 Наркомата обороны СССР. Главной трудностью нового завода было отсутствие ведущих кадров: наладчиков, мастеров, технологов, конструкторов. Персонал пришлось набирать путем мобилизации трудящихся в Топкинском, Юргинском и Мариинском районах в уже созданной Кемеровской области. Сформированный трудовой коллектив в составе 320 человек работал в исключительно тяжелых условиях. Оборудование было старым, средствами механизации цеха завода не располагали, все делалось вручную, даже металл подавался толкателями в печи вручную. Но сотрудники завода делали все, чтобы в кратчайший срок выдать продукцию фронту. Подковы для лошадей изготавливались со сменными вкручивающимися шипами заводским способом на механических станках. На каждой подкове ставили клеймо завода; номер подковы (всего существовало 10 номеров); и указание, на какие ноги она предназначалась (П - передние или З - задние). Усилия коллектива увенчались успехом: 1 мая 1943 г. была отравлена на фронт первая партия подков, шипов к ним и гвоздей Кемеровского Военно – подковного завода №1. С этого времени и до конца войны тонны продукции регулярно шли в действующую армию.
Огромное оборонное значение завода определялось ролью лошади в той войне. Боевой опыт заставил уже в ходе войны резко увеличить численность конницы — если 22 июня 1941 года в Красной армии насчитывалось 13 кавалерийских дивизий и 116 тысяч конных бойцов, то к весне 1943 года число кавалерийских дивизий было увеличено до 26 и в них воевало почти четверть миллиона кавалеристов. Все крупнейшие наступательные операции проводились с использованием кавалерии.
Но роль лошади только этим не ограничивалась. Лошадь в годы войны заменила советским солдатам отсутствующие бронетранспортёры и автомобили-внедорожники. На лошадях перевозили артиллерийские орудия и минометы, имущество подразделений связи, саперных, химических и др. Конные повозки были основным транспортом и в полковом тылу. На них доставляли продовольствие, боеприпасы и другое имущество. Нельзя не упомянуть и о полевых кухнях на конной тяге, которые всюду сопровождали войска, чтобы накормить бойцов горячей пищей. Специальные санитарные повозки были и у полковых медиков, на них везли укладки с медикаментами, инструментарием и другим имуществом полковых лазаретов, эвакуировали в тыл раненых. Всего за время войны в армию было мобилизовано свыше 3 миллионов лошадей. Можно сказать, что лошадь в буквальном смысле слова вытянула на себе ту войну.
Кемеровский Военно-подковный завод № 1, стал главным поставщиком подков практически для всей кавалерии Красной Армии и сыграл большую роль в ходе войны.

Электротехнический завод

После войны по распоряжению Совета Министров СССР № 5027 от 3 мая 1947г. Военно – подковный завод был передан из Министерства Вооруженных сил СССР Министерству местной промышленности СССР под названием Кемеровский подковный завод ММП СССР. Впервые после войны завод возобновил поставки подковных изделий для сельского хозяйства страны.
Кроме этого, не имея специального оборудования, завод успешно выполнил специальное задание по производству водонапорных баков.
В дальнейшем с заводом произошло множество переподчинений различным Министерствам и ведомствам, изменений профиля производства:
- 1957 год - преобразован в Кемеровский метизный завод Главного управления промышленности металлоизделий Министерства местной промышленности РСФСР;
- 1965 год - реорганизован в Кемеровский электротехнический завод Главного управления по производству низковольтной аппаратуры (Главэлектроаппарат) Министерства электротехнической промышленности. Подковное производство этим предприятием было частично списано, а оставшееся в 1974 году было передано в Облместпром Горьковской области для вновь построенного цеха по производству подков, шипов и гвоздей в поселке Ямново:
- 1991 год - преобразован в акционерное общество «ЗЭТА» (завод электротехнической аппаратуры), имеющее в своей структуре штамповочное, гальваническое, литейно - прессовое, сборочное производства и инструментальный цех. Функции: изготовление электроутюгов, магнитных пускателей, электроплиток, переключателей мощности;
- 2004 год - ЗАО "Зэта" признано несостоятельным и введено конкурсное производство. Оборудование завода было вывезено на предприятие «ТОКЕМ», где в настоящее время действует предприятие ООО ПО «ЗЭТА», специализирующееся на производстве электротехнической продукции.
В 2004 году проводился архитектурный конкурс по проектированию жилого района на территории бывшего завода ЗЭТА. Но район до сих пор не застроен. В опустевших корпусах бывшего завода размещен Бизнес-центр «ЗЭТА».

 

Старший научный сотрудник отдела фондов
муниципального автономного учреждения
«Музей-заповедник «Красная Горка»
О.С. Назимова

Главный корпус Метизного завода, г. Кемерово.1965г.
ЗЭТА

Следующая статья

Дом, в котором живет музей
Здание, в котором находится музей, является историко-архитектурным памятником регионального значения. Этот статус оно получило благодаря возрасту, архитектуре и связанным с ним событиям.
09.10.2018