Наши публикации

06.10.2009
Проверка на прочность
Подготовил зав. НИО
МАУ «Музей-заповедник
«Красная горка»
к.и.н. Подтяжкин А. В.
 
«Кузбассразрезуголь» сегодня - мощная угледобывающая компания, самая крупная по объемам добычи в Кузбассе. Трудно поверить, что в 45 лет назад такого  гигантского промышленного объекта не существовало вовсе. История предприятия, которое при основании называлось «Кузбасскарьеругль» начинается с распоряжения Совета народного хозяйства (СНХ) Кузбасского экономического района № 606-р от 19 мая 1964 года[1]. Между тем, тогда в 60-е годы, особо внимание уделялось не открытой (на ней та специализироваться «Кузбасскарьерголь»), а подземной добыче. Поэтому необходимость создания нового объединения вызывала у партийных и хозяйственных властей массу сомнений. По сути, это был эксперимент на выживаемость идеи и проверка на прочность первых руководителей объединения.
Попытки открытой добычи осуществлялись в Кузбассе еще с 1918 по 1922 год.[2] Однако первый в Кузбассе карьер (разрез) – Краснобродский - ввели в строй только в 1948 г. С этого времени в Кемеровской области начинается уверенное увеличение объемов открытой добычи «черного золота».
До 1964 г. упомянутого майского распоряжения СНХ все угольные предприятия области входили в состав комбината «Кузбассуголь».
Возникнув как небольшие участки при шахтах к 60-м годам угольные карьеры превратились в наиболее рентабельные предприятия комбината. Производительность труда рабочих на карьерах в три раза выше, чем на шахтах[3]. Себестоимость добычи угля на карьерах была в среднем в 2 раза ниже. В 1960 г. себестоимость тонны угля по шахтам составляла 7 руб. 27 коп., а по разрезам 3 руб. 41 коп.[4] Карьеры позволяли многим трестам «Кузбассугля» справляться с планом валовой добычи угля, спасая, таким образом, руководителей шахт от дисциплинарных и партийных взысканий.
Однако к 1963 г. темпы роста открытой добычи упали. Если в 1960 г. прирост валовой добычи достиг почти 2,7 млн. т., то в 1963 г. прирост снизился до 0,55 млн. т.[5]
Снижение темпов роста валовой добычи произошло потому, что тресты «Кузбассугля» стремились выполнять общий план добычи угля за счет безжалостной эксплуатации карьеров. Из года в год основные усилия бросались на добычу, а вскрышные работы отходили на второй план. С этой же целью – получить уголь максимально быстро - практиковалась дешевая бестранспортная технология вскрыши, когда порода перемещалась экскаваторами с места на место в карьере. Такой способ давал кратковременный тактический выигрыш, однако в перспективе создавал проблему необходимости дорогостоящей «переэкскавации» горной массы[6].
 Проблема усугублялась еще и тем, что для решения вопроса обеспечения необходимого объема вскрышных работ требовались серьезные финансовые затраты закупку большегрузного транспорта за рубежом и на исследования по улучшению технологии гидровскрыши. Однако тресты «Кузбассугля» основные средства направляли на более капиталоемкую подземную добычу[7]. Карьеры при этом часто выполняли роль «пожарных команд», которые позволяли выйти из положения, когда трест срывал общий план по добыче.
Директора разрезов стали все чаще обсуждать идею создания самостоятельной организационной единицы, которая объединила бы все предприятия по открытой добыче в Кузбассе. Как вспоминает В. М. Чурпиты (с 1962 года первый секретарь горкома КПСС г. Белово) к нему лично с этой идеей неоднократно обращались Марченко (директор разреза Красный Брод) и Богатырев (директор Бачатского разреза).
В. М. Чурпита обратился с этим вопросом к А. Ф. Ештокину (первому секретарю Кемеровского обкома КПСС). Тот посоветовал «изложить соображения» в пользу создания объединения по открытой добыче на партийно-хозяйственном активе, на котором присутствовал заместитель заведующего отделом тяжелой промышленности ЦК КПСС А. А. Шилин. Выступление В. М. Чурпиты на активе состоялось в январе 1964 года, а уже в мае было подписано распоряжение о создании нового комбината[8].
            В. П. Богатырев (в 1963 г. директор Бачатского разреза, с 1964 г. главный инженер «Кузбасскарьеругля») также подтверждает, что при создании нового комбината большую роль сыграла поддержка со стороны партийного руководства[9].
Сначала работами по созданию нового комбината руководил А. С. Ременский, глава треста «Беловоуголь». Выбор руководителя основывался на том, что в состав именно этого треста входило больше всего разрезов Кузбасса (4 из 13). Кроме того, А. С. Ременского рекомендовал на должность руководителя А. С. Чурпита[10]. Но, недолго проработав, А. С. Ременский, перенесший до этого назначения два инфаркта, попросил освободить его от должности по состоянию здоровья.
Тогда на место руководителя «Кузбасскарьеругля» назначили Л. М. Резникова - руководителя треста «Киселевскуголь»[11]. Л. М. Резникову предстояло не только создать принципиально новое для Кузбасса производственное объединение, но и доказать целесообразность его создания.
Положение Л. М. Резникова осложнялось еще и тем, что хотя он и имел опыт руководящей работы в горной промышленности, но до этого работал на шахтах. Потому в создании «Кузбасскарьеругля» оказалась неоценмй практика командой работы. В число оманы правенцев, взваливши на себя нелегкий тру первопородцев, вошли В. П. Богатырев – главный инженер, Г. С. Веселов – заместитель генерального директора по капитальном устроительству, директора и главные инженеры карьеров. Имея большой опыт открытых работ, они готовили предложения, реализация которых закладывала основы развития комбината.
По воспоминаниям В. П. Богатырева, было решено сконцентрировать усилия на пяти направлениях.
Первым и наиболее важным направлением было внедрение гидровскрыши, что позволяла решить проблему отвалов без привлечения транспорта.
Второй и очень острой была проблема технического перевооружения, к 60-м годам разрезы столкнулись с ситуацией, когда необходимая карьерная техника (экскаваторы и тяжелые карьерные автосамосвалы) в СССР не производилась, либо производилась не того качества и не в том количестве. Закупить технику за рубежом также не разрешали. Задача требовал поиска не совсем стандартны решений.
Трете. К 1963 г. возникла необходимость реконструкции действующих разрезов, в первую очередь Кедровского и Бачатского.
Суть четвертого направления заключалась в необходимости строительства новых карьеров (достраивался Черниговский карьер) и выведения на проектную мощность недавно построенных (район Междуреченска).
Наконец, пятое. Внедрение новой техники, строительство и реконструкция карьеров требовали развития собственной ремонтной и строительной базы [12].
С самого начала Л. М. Резников очень энергично взялся отрабатывть эти стратегически важные направления, на практике реализуя поставленные задачи. Здесь в полной мере раскрылся его талант, очень важный для хозяйственного руководителя в СССР – «продавливать» необходимые решения в высших партийных и государственных органах. Благодаря пробивному характеру и неутомимой энергии Л. М. Резникова, несмотря на все трудности периода становления, «Кузбаскарьеруголь» уже в 1964 г. выполнил план по добыче угля.
Однако накопленные за долгие годы проблемы все же дали о себе знать. В сравнении с периодом работы карьеров в рамках «Кузбассугля» существенного роста добычи не произошло. В 1963 г. карьеры, входившие в состав «Кузбассугля» добыли 18482659 т. (план по открытой добыче был выполнен на 102,9%, перевыполнение составило 552,2 тыс. т) [13]. В 1964 г. эти же предприятия, уже в составе «Кузбасскарьеругля» добыли 18715126 т.[14] Таким образом, если в достаточно кризисном 1963 году прирост добычи составил более 0,55 млн. т.[15], то в 1964 году чуть более 230 тыс. т. (при этом план был выполнен на 101% , перевыполнение плана составило - 184,5 тыс.т.)[16].
Несмотря на то, что общий план по вскрыше комбинат также выполнил, детальный «разбор полетов» вызвал наркния со стороны партийного и хозяйственно руководства. Рассматривая результаты работы «Кузбаскарьеругля» в 1964 году СНХ отметил, что план вскрыши на автомобильный и железнодорожный транспорт не был выполнен, запасы вскрытого и готового к выемке угля соответствовали 5-7 дневным вместо предусмотренных 25 дневных [17]. Таким образом, был сделан вывод, что в первый год существования комбинату не удалось решить проблему  вскрыши.
СНХ нашел и другие недостатки в работе нового комбината.  В частности, не были выполнены планы по себестоимости, по отгрузке угля потребителям, по прибыли, накоплениям, строительно-монтажным работам и ремонту техники и т д.[18]
Однако следует помнить, что в условиях советской экономики, главным показателем работы организации было выполнение и перевыполнение валового плана продукции. В результате работа по валовой добыче угля и вскрыше СНХ признал работу комбинта удовлетворительной, а по остальным направлениям «Кузбасскарьеруголь» получил «неуд»[19].
Мы видим, что здесь сработал трезвый расчет Л. М. Резникова, его знание специфики планового хозяйства и особенностей управленческих процедур того времени. Сорвав все прочие показатели, «Кузбасскарьеруголь» выполнил план именно по валовой добыче угля уже в год своего рождения. Так, им образом, комбинат «Кузбасскарьеруголь» доказал свою жизнеспособность. Теперь необходимо было создавать базу для дальнейшего развития.
Уже довольно скоро выяснилось, что ставка на рост объемов открытой добычи, в случае создания самостоятельного объединения, перспективе оказалась верной.
Работы по доведению технологии гидровскрыши дали свои результаты. Внедрение гидровскрыши позволило карьерам выйти  на новые горизонты, карьеры смогли разрабатывать более глубокие пласты[20].
Увеличение роли открытой добычи привело к перестройке в тяжелом машиностроении. В СССР быстрыми темпами стали развивать выпуск тяжелой карьерной техники – увеличивается мощность выпускаемых экскаваторов, буровых станков, начался выпуск карьерных самосвалов «Белаз» и т.д.
Оправдался также расчет на активное строительство новых карьеров и модернизацию старых. Уже в 1966 году «Кузбасскарьеруголь» становится крупнейшим объединением страны по добыче угля открытым способом (22173 тыс. т.)[21]. Большую роль в этом достижении сыграли модернизированные Кедровский (3315 тыс. т) и Бачатский разрезы (2339 тыс. т.), в строй вступил Черниговский карьер (642 тыс.т.) и карьер Томусинский 7/8 (1711 тыс.т.)[22]. Для обслуживания технического парка объединения было построено 4 ремонтных завода. Развивалась строительная сфера объединения.
Все это позволило в 1984 году добыть 53,7 млн.т. угля, а в рекордном 1989 – 63 млн.т.[23]
В результате реализации идей, высказанных при основании объединения, был заложен фундамент для создания огромного промышленного объекта, сохраняющего устойчивость до настоящего времени. Сегодня, несмотря на трудности, вызванные мировым финансово-экономическим кризисом, «Кузбассразрезуголь» остается одним из лидеров угледобывающей отрасли.
 


Список использованных источников:
ГАКО
ГАКО ф. Р. 889, Оп. 8, д. 650
ГАКО ф. Р. 889, Оп. 8, д. 727
ГАКО ф. Р. 889, Оп. 8, д. 752
ГАКО ф. Р 889, Оп. 8, Д. 753
ГАКО ф. Р. 889, Оп. 8, д. 755
 
Научный архив МАУ «Музей-заповедник «Красная горка»
Запись беседы с В. М. Чурпитой от 20.04.09
Запись беседы с В. П. Богатыревым от 22.04.09
 
Список использованной литературы
Берсенев М. В. История развития открытой угледобычи в Кузбассе (1948 – 1975 гг.)//Диссертация на ученую степень кандидата исторических наук. – Томск 2007, 213 с.
Горняки Кузбасса// под. ред. Карпенко З. Г. – Новосибирск 1971, 283 с.
Кузнецкий угольный бассейн. Статистический справочник – Кемерово 1967, 303 с.
Меженникова И. А. Генерал угольных карьеров – Салон печатного дела, 2003, 120 с.
Романов В. П. Пласт углекаменный – Кемерово 2003, 260 с.
«Энциклопедия горняцкой жизни. «Кузбассразрезугль»: от первой тонны до наших дней»//Редактор и составитель И. Соколов - Кемерово, 2007, 344 с.
 


[1] «Энциклопедия горняцкой жизни. «Кузбассразрезугль»: от первой тонны до наших дней»//Редактор и составитель И. Соколов - Кемерово, 2007, С. 14 – 15, 38
[2] Кузнецкий угольный бассейн. Статистический справочник – Кемерово 1967, с. 150 – 151
[3] Горняки Кузбасса// под. ред. Карпенко З. Г. – Новосибирск 1971, с. 82
[4] Кузнецкий угольный бассейн. Статистический справочник – Кемерово 1967, с. 20 – 21
[5] Кузнецкий угольный бассейн. Статистический справочник – Кемерово 1967, с. 158 - 159
[6] Берсенев М. В. История развития открытой угледобычи в Кузбассе (1948 – 1975 гг.)//Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Томск 2007, с 73 - 83
[7] В действиях трестов была своя логика, диктовавшаяся особенностями плановой экономики СССР. Коксующиеся угли залегают в основном глубже энергетических. В то время не было технологии открытой разработки глубоких пластов, из-за этого коксующиеся угли добывались только подземным способом. Поэтому план по добыче коксующихся углей трест выполнял за счет подземной добычи, а общий план по добыче угля - за счет перевыполнения плана карьерами.
[8] Запись беседы с Чурпитой Вениамином Михайловичем от 20.04.09
[9] «Энциклопедия горняцкой жизни. «Кузбассразрезугль»: от первой тонны до наших дней»//Редактор и составитель И. Соколов - Кемерово, 2007, с. 202
[10] Запись беседы с Чурпитой Вениамином Михайловичем от 20.04.09
[11] Меженникова И. А. Генерал угольных карьеров – Салон печатного дела, 2003, с. 10 - 11
[12] Запись беседы с В. П. Богатыревым от 22.04.09
[13] ГАКО ф. Р 889, Оп. 8, Д. 650, л. 168
[14] ГАКО ф. Р 889, Оп. 8, Д. 755, , л. 1
[15] Кузнецкий угольный бассейн. Статистический справочник – Кемерово 1967, с. 158 - 159
[16] ГАКО ф. Р 889, Оп. 8, Д. 755, , л. 1
[17] ГАКО ф. Р 889, Оп. 8, Д. 752, л. 89
[18] ГАКО ф. Р 889, Оп. 8, Д. 752, л. 89 -91
[19] ГАКО ф. Р 889, Оп. 8, Д. 752, л. 96
[20] Запись беседы с В. П. Богатыревым от 22.04.09
[21] Кузнецкий угольный бассейн. Статистический справочник – Кемерово 1967, с. 24
[22] Кузнецкий угольный бассейн. Статистический справочник – Кемерово 1967, с. 158 - 159
[23] «Энциклопедия горняцкой жизни. «Кузбассразрезугль»: от первой тонны до наших дней»//Редактор и составитель И. Соколов - Кемерово, 2007, с. 39 - 43
Другие новости