Коногон

Скульптурная композиция «Коногон» установлена в 2008 году ко Дню шахтёра.
Памятник посвящен старинной шахтерской профессии коногона. Коногон и лошадь были неотъемлемой частью шахты до середины ХХ века, когда конная откатка была главным подземным транспортом. Для горняков шахта начиналась с монотонного скрипа колес вагонетки и команд коногона, управляющего лошадью.  Работали лошади по 12 часов в сутки и возили поезда из 6-7 вагонеток. Лошади не только работали под землей, но и жили в подземных конюшнях. Иногда их вывозили на поверхность,  но только ночью, чтобы они не ослепли.
От того, как умело управлял полуслепыми лошадьми коногон, зависела не только успешная работа шахты, но часто и жизнь самого коногона.
К середине ХХ века электропоезда заменили конную откатку на всех шахтах СССР, кроме кемеровской шахты «Северной», которая разрабатывала сверхкатегорийные, взрывоопасные пласты.
Только 3 декабря 1972 г. коногон Станислав Адольфович Кулицкий вывел из шахты «Северной» на-гора последнего шахтового коня по кличке «Рубин». На этом закончилась в стране эпоха коногонов.

Современные памятники